Аппаратурно-программный комплекс в определении психоэмоциональной устойчивости юных спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 8 2017, с.69-71

Н.И. Исмаилова1
Доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник науки и техники Российской Федерации Ю.А. Цагарелли2
Заслуженный тренер Республики Татарстан С.Л. Шумихин3
1Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга
2Международное научно-производственное объединение «Акцептор», Казань
3Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДЮСШ Олимп» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Елабуга

Стержневой проблемой при воздействии эмоциогенных факторов спорта становятся устойчивость психического состояния и способность детей-спортсменов сохранять самообладание, являющееся важным условием победы и достижений спортивных результатов. Эти компоненты объединяются в психоэмоциональную устойчивость, которая исследовалась при помощи аппаратурно-программного комплекса «Активациометр АЦ-9К» у детей, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта. Каждый вид спорта требует наличия соответствующих психологических свойств личности, исследование которых было осуществлено с помощью многофакторного опросника Р. Кеттела. Цель исследования – изучить психоэмоциональную устойчивость и личностные свойства детей-спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта. В ходе исследования анализу подверглись психоэмоциональная устойчивость и личностные свойства детей-спортсменов (n=62). Было выявлено, что дети, занимающиеся командными видами спорта, отличаются развитым самоконтролем, целенаправленностью, организованностью и обладают высокой психоэмоциональной устойчивостью. Эти особенности позволяют не повышать психоэмоциональную напряженность, сохранять оптимальный уровень психического состояния, способствуют высокой результативности и успешности в спортивной деятельности. Дети-спортсмены индивидуальных видов спорта склонны верить в удачу, они самоуверенны и независимы в суждениях и поведении. Их психоэмоциональная устойчивость не сохраняется на оптимальном уровне, отличается напряженностью, склонностью к эмоциональным срывам, что следует учитывать при подборе программ формирования спортивного мастерства.

Ключевые слова: психоэмоциональная устойчивость, личностные свойства, дети-спортсмены, индивидуальные и командные виды спорта, аппаратурно-программный комплекс.

Литература

  1. Баранов А.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий [текст] / А.А. Баранов, В.Р. Кучьма, Л.М. Сухарев. – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 с.
  2. Вахрамеев П.Л. Исследование стрессоустойчивости молодых спортсменов / П.Л. Вахрамеев, Т.В. Огородова // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. – 696 с.
  3. Волосникова Л.М. Личностные характеристики студентов спортсменов / Л.М. Волосникова, Е.А. Кукуев, О.В. Огородова // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 58-61.
  4. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243-246.